Наши маркетинговые исследования

 

Рабочая группа для проведения маркетинговых исследований создана в 2003 году. В группе по маркетинговым исследованиям работают сотрудники–социологи с большим опытом в проведении количественных и качественных исследований.

У нас целая сеть интервьюеров в России (в Москве, Подмосковье, Тверской, Рязанской, Липецкой, Калужской, Курганской, Нижегородской, Курской, Ростовской, Оренбургской, Омской, Саратовской областях, ХМАО, Республике Саха, Краснодарском крае), а также на Украине, в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане.

Обратите внимание: это не сторонние организации, а наши супервайзеры и интервьюеры работу которых мы всегода контролируем.

Для разных исследовательских задач наши специалисты применяют весь диапазон методов, существующих в социологической практике.Что это за методы маркетинговых исследований?

Качественные методы маркетинговых исследований 

– способы сбора, обработки и анализа данных путем аналитического раскрытия субъективного смысла высказываний индивида. 

Это нестатистические методы исследования. По данным Международной ассоциации специалистов по маркетинговым исследованиям ESOMAR, они получают все большее распространение во всем мире, в особенности в зоне так называемых развивающихся рынков, куда относится и Россия.

Наблюдение, как качественный метод маркетинговых исследований – понимается как долговременное рассмотрение объекта в естественных для него обстоятельствах. Метод применяется при изучении объема продаж конкурентов, хронометрировании рабочего времени персонала торговых точек.

Углубленное интервью, как качественный метод маркетинговых исследований – разновидность интервью, при котором интервьюер задает ряд вопросов, на которые респондент должен отвечать с максимальной степенью подробности. 

Технология углубленного интервью различна в зависимости от целей исследования. Они относятся к разряду неструктурированных или полуструкированных и занимают как минимум 1,5-2 часа.

Фокус-группа или групповая дискуссия, как качественный метод маркетинговых исследований – это обсуждение какой-либо темы с представителями целевой аудитории продукта или услуги, которым руководит профессиональный ведущий - модератор.

Фокус-группа, как правило, проходит по заранее разработанному сценарию - гайду. Оптимальное количество участников одной дискуссии — 6-8 человек. Средняя продолжительность дискуссии — 2-2,5 часа.

При анализе фокус-групп стремятся определить, какие именно смысловые единицы оказались в центре внимания опрошенных, а какие на периферии и что вовсе не осталось в памяти.

Данный метод используется для уточнения гипотез исследования, изучения моделей потребительского и покупательского поведения, тестирования упаковки, рекламы, названия, слоганов. Фокус-группы не применяются при обсуждении интимных тем, например таких, как потребление лекарственных препаратов при нарушениях работы репродуктивной или нервной систем.

Холл-тесты, как качественный метод маркетинговых исследований – это личные интервью, которые проводятся в специально подготовленных помещениях.

Данный метод применяется для тестирования различных продуктов, сравнения их характеристик с продукцией конкурентов. Также он эффективен при исследовании имиджа марки, изучения эффективности рекламы, уточнения рекламной стратегии.

Срок проведения и стоимость исследования во многом зависят от характеристик целевой группы. Экспертный опрос, как качественный метод маркетинговых исследований.

Опрос специалистов – особая разновидность метода. В таких опросах доминируют открытые формулировки, задаются лишь нарративы. Сложность данного метода в отборе нужных экспертов, т.е проверке экспертов на компетентность и преодолении их недостижимости. Опрос порядка 50 экспертов уровня топ-менеджеров – 15 -20 дней.

Количественные методы маркетинговых исследований 

– дают достоверные и статистически значимые результаты.

Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.) с последующим применением методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ.

Основные проблемы количественных методов: выполнение требований репрезентативности выборки и контроль качества.

Интервью по месту жительства, как количественный метод маркетинговых исследований.

Считается самым сложным, дорогостоящим и наиболее точным методом. Широко применяется в маркетинговых исследованиях для решения сложных задач, когда короткой анкеты явно недостаточно.

Максимальная продолжительность интервью до полутора часов.

Метод «face-to-face» позволяет применять наглядные материалы (карточки, фотографии, упаковки, логотипы и пр.), тестировать, сравнивать различную продукцию в домашних условиях.

Уличный опрос (street interviews), как количественный метод маркетинговых исследований как правило, используется для экспресс-замеров по актуальной маркетинговой проблематике (например, опрос с цель проверки гипотезы целевого рынка).

Метод относительно дешевый, простой по исполнению и сложный по контролю, т.к. при уличном опросе никакие данные респондента не записываются (адрес, телефон и т.д.). Валидность уличных опросов существенным образом зависит от выборки, выбора места и времени опроса.

Интервью в местах продаж (mall intercept), как количественный метод маркетинговых исследований применяются в тех случаях, когда объектом исследования является целевая аудитория, например, покупатели магазинов определенных направлений (бытовой техники, одежды, книг…), посетители досуговых центров, выставок.

Организация такого рода интервью требует учета общего объема продаж марки в данной торговой точке, а также различной интенсивности покупательских потоков в будние и в выходные дни.

«Тонкое место» данного метода – получение разрешения на опрос у администрации торговой точки.

Телефонные опросы, как количественный метод маркетинговых исследований.

К числу достоинств данного метода сбора данных относится следующее: относительно низкая стоимость, возможность охватить большое число респондентов и обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени.

Данному методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность интервьюеру иметь личное впечатление от встречи с респондентами.

Вместе с тем отсутствие личного контакта порой способствует получению правдивых ответов на такие личные вопросы, как вопросы о потреблении алкоголя, использовании противозачаточных средств и т.п.

Можно также отметить трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респондента может иссякнуть.Это основной метод проведения исследования для рынков В2В.